Через призму нимба над головой Брежнева

Открытие выставки художника советского андеграунда Дмитрия Русича, «гения нонконформизма» и валдайского затворника, а также «круглый стол», посвященный его творчеству, прошли в художественной галерее «Сосны» Рублёво-Успенского лечебно-оздоровительного комплекса

Как говорится к аннотации к выставке, Дмитрий Николаевич Русич – участник многих квартирных и уличных выставок 1970-1980-х годов, в частности, выставки на открытом воздухе в Измайловском парке 29 сентября 1974 года. Эта выставка вошла в историю неофициального искусства как «четыре часа свободы». Она впервые была разрешена властью и не разгромлена, как знаменитая «бульдозерная» двумя неделями раньше.

Любопытный поворот: в годы застоя, когда Дмитрий Русич протестовал своим искусством против партийно-советского аппарата, генеральный секретарь Леонид Брежнев приезжал в санаторий «Сосны» на отдых и лечение. А сейчас в художественной галерее бывшей закрытой партийной здравницы проходит выставка Дмитрия Русича, одна из центральных работ которой – портрет Леонида Брежнева с ироническим нимбом вокруг головы.

Далеко не все участники «круглого стола», организованного хозяйкой галереи искусствоведом Л.А. Тюгаевой, согласились с формулировкой «гений» в отношении Дмитрия Русича. Прозвучала мысль о том, что один только нонконформизм или вопрекизм андеграундного художника семидесятых сейчас, по прошествии десятилетий, уже не может восприниматься как гениальность, тем более что и отношение к эпохе застоя в последнее время меняется.

Художница и галеристка С.А. Ефимова, например, обратила внимание на то, что в работах Русича – и ранних, и выполненных в последнее время – очень чувствуется отсутствие так называемой школы, ведь художник по существу не имеет профессионального образования. А это, считает коллега Русича, гораздо важнее, чем зашифрованные символы.

Иного мнения придерживается куратор выставки, близкий знакомый и, кстати, тёзка Русича Д.Н. Юрьев. Нонконформизм для этого художника, считает Д.Н. Юрьев, – образ видения окружающей его реальности. Для него привычно и в общем-то совершенно не важно, что его творчество малопонятно для зрителя. Люди привыкли к тому, что есть, и ничего не хотят менять, потому что им так комфортнее.

Обращение к творчеству Дмитрия Русича не совсем обычно для галереи «Сосны», где выставляются, как правило, художники реалистической школы. Но Л.А. Тюгаева считает, что обязана дать возможность зрителю познакомиться с разными художественными направлениями, тем более Дмитрий Русич вообще редко участвует в выставках. А представить ретроспективу работ этого художника, живущего отшельником в небольшой деревушке на Валдае, не удавалось, пожалуй, ни одной художественной галерее.

В этом смысле выставка в «Соснах», безусловно, событие. Гораздо более важное, чем нимб над головой Брежнева.

 

О.СТЕПАНОВА.

Яндекс.Метрика