ДОСТОЙНЫЕ ИГРАТЬ В ТИШИНЕ

«Театральная неделя» накануне Дня города Одинцово

 

Традиционная акция «Театральная неделя» проходила накануне Дня города Одинцово на различных культурных площадках города и района. Организатором акции выступил Одинцовский Народный театр под руководством Светланы Лапшиной. В программе «Театральной недели»  были спектакли и самого Одинцовского Народного театра, и других театральных коллективов из Одинцова и других городов Подмосковья, а также различные мастер-классы, выставки, экскурсии. 27 августа на сцене Немчиновского культурно-досугового центра давали спектакль Одинцовского Народного театра «Доходное место» по А.Н. Островскому.

 

 

Большинство спектаклей, которые показывали в этом году участники «Театральной недели», – пьесы современных авторов. «Доходное место» А.Н. Островского, на первый взгляд, как будто бы выпадает из репертуара, интересного сегодняшнему зрителю. Но это только на первый взгляд. На самом деле, пьеса, написанная больше полутора века назад, настолько злободневна для современного общества, что почти все её персонажи узнаваемы.

Разве не напоминает влиятельный чиновник Аристарх Вышневский разорившегося или попавшего под санкции олигарха? Онисим Белогубов, «поднявшийся», как сейчас говорят, на взятках, – не один ли из коррупционеров местного масштаба, с которыми ведётся сейчас почти безуспешная борьба? А в племяннике Вышинского, изо всех сил пытающемся устоять перед соблазнами окружающей жизни, не каждый ли молодой человек общества потребления находит свои собственные черты?

Спектакль «Доходное место», премьера которого состоялась уже три года назад, собрал самых разных актёров, входящих, так сказать, в орбиту Одинцовского Народного театра. Наряду с хорошо известными одинцовской публике актёрами в спектакле много театральной молодёжи. Хотя о закономерной при таком положении вещей неравноценности игры говорить всё-таки не приходится, есть актёры, которые на самом деле «держат» спектакль.

Особо хотелось бы сказать о Расуле Османове, игравшем Акима Акимыча Юсова. Автор пьесы не имел в виду Юсова как одного из своих главных героев. Но Расул Османов так сыграл этого чиновника, что затмил почти всех других персонажей. Не будет большим преувеличением сказать, что иногда Расул Османов напоминал Чарли Чаплина. Великолепны картины, в которых он ведёт диалог, особенно с Дарьей Буймовой в роли Фелисаты Герасимовны, или пляшет в трактире, подпоенный молодыми чиновниками. Но Расулу Османову подвластно и высшее мастерство актёра – игра без реплик, только мимикой и жестами.

  Во время заключительного диалога между Аристархом Вышневским и его женой, которому, пожалуй, недоставало эмоций, автор этих строк посмотрела на стоящего сбоку, в полутьме Аким Акимыча и уже не могла отвести от него взгляд. В течение довольно долгого времени на сцене шло как бы два действа: одно – традиционное, другое – без реплик, основанное только на мимике и жестах. Но эта игра глаз, рук, пальцев, шеи, спины одного актёра была настолько выразительна, что затмевала собой выяснение отношений главных действующих лиц в центре освещённой сцены.

Увы, в зале было не так много зрителей. Конечно, сказывается, что Одинцовский Народный театр не имеет собственного помещения. Вместе с тем в Немчиновском культурно-досуговом центре, приютившем актёров, всегда очень приятная атмосфера. Перед началом спектакля проходил мастер-класс по гриму. Было подготовлено несколько новых выставок. Во время антракта зрителей ждал бесплатный буфет, оформленный с большим вкусом и большим юмором. Например, в яблоки, которыми декорировали стол, воткнули таблички с высказываниями о театральных буфетах.

Насколько я поняла, условия акции «Театральная неделя» предусматривают какие-то поощрения постоянным зрителям – тем, кто побывает на всех спектаклях. Но детям, в основном младшим школьникам, многие из которых подходили потом к организаторам за отметкой о посещении, – смотреть «Доходное место» всё-таки рановато. Отсюда и беготня, и шум в зале, и звонки на мобильные телефоны… Как корректно выразилась режиссёр Светлана Лапшина, занятые в спектакле актёры достойны того, чтобы играть в тишине. Полностью согласна со Светланой Александровной.

 

О.СТЕПАНОВА.

Яндекс.Метрика