ПЛАКАТЬ ИЛИ РАССУЖДАТЬ ОБ АЛЛЕГОРИЯХ?

Вчера в рамках Всероссийского театрального фестиваля “Взмах крыла” в Театральном центре “Жаворонки” Театральная студия МДМ из Красногорска представила спектакль «ПОВЕЛИТЕЛЬ МУХ» по мотивам романа английского писателя Уильяма Голдинга.

Глобальная проблема борьбы добра и зла рассматривается в романе на примере группы подростков, оказавшихся на необитаемом острове.
Поэтому выбор авторов спектакля, работающих с молодёжной аудиторией и для молодёжной аудитории, вполне объясним.

Насколько сильна личность отдельного человека в противостоянии обществу? Каковы границы жестокости? Что лучше – сила без любви или бессильная любовь? Реально ли остаться цивилизованным человеком в обществе дикарей с первобытными инстинктами? А если эти инстинкты живут в каждом из нас, можно ли победить их? Можно ли победить зло в самом себе?

Не уверена, что за час, даже меньше – столько длился спектакль, можно хотя бы поставить все эти вопросы, чтобы зрителю было, над чем подумать. Краткость – безусловно, сестра таланта. Объём самого романа отталкивает современного читателя, особенно молодого. Но авторам спектакля не удалось, на мой взгляд, избежать схематичности повествования. А схема всегда чревата неглубокой проработкой материала.

В спектакле, безусловно, есть удачные сцены – например, сцена убийства Саймона или сцена гибели Хрюши. Кстати, авторы смело превращают Хрюшу и близнецов Эрика и Сэма из мальчиков в девочек – чувствуется дефицит студийцев мужского пола. Нельзя не отметить актёра, играющего Джека. На мой взгляд, практически только его игра напоминает, что на сцене – спектакль по одному из самых страшных произведений о современном обществе, некоторые постановки или экранизации которого имеют возрастной ценз 16+. Совершенно забываешь об этом во время почти ангельского пения хора. Хотя, может быть, этим пением авторы хотели сказать, что и в звере есть ангел?

Не могу не вспомнить другой спектакль, который я видела в Театральном центре “Жаворонки” в прошлом сезоне “Взмаха крыла” – “Будка откровений” Юношеского театра драмы и танца Анастасии Протасовой из Рязани. Он рассказывает о жизни девочек-подростков, живущих в детском доме, точнее, они сами рассказывают о своей жизни, снимая себя на камеру в “Будке откровений”. Спектакль был настолько безжалостным и даже страшным в своей откровенности, что зрители с трудом сдерживали слёзы. А на поклонах плакали и сами актёры – такой сложной в эмоциональном плане была эта работа для молодых артистов, некоторые из которых, как и в “Повелителе мух”, ещё школьники.

Может быть, проблемы взаимоотношений в коллективе подростков, аллегорически проецируемые на проблемы противостояния добра и зла в человеческом обществе в целом, ближе и понятнее, если рассматривать их на примере детского дома в России, в той же Рязани, а не на примере группы хористов из Англии, каким-то непонятным образом оказавшихся на необитаемом острове?

Может быть, режиссёрам молодёжных театральных студий стоит чаще обращаться к отечественным произведениям, в которых поднимаются не менее глобальные по масштабу, но гораздо более близкие молодому российскому зрителю проблемы?

Может быть, тогда зрители после спектакля будут плакать, а не холодно рассуждать об аллегориях?

Яндекс.Метрика