ЗВЕНИГОРОДСКИЙ МАНЕЖ: КАКИМ ОН БЫЛ И КАКИМ БУДЕТ

Решит ли реставрация старинного здания проблемы музея,
которому через год исполняется сто лет?

От соляного подвала
до советского кинотеатра

Презентация проекта реставрации звенигородского манежа состоялась 19 января в городской библиотеке. Это одно из самых старых кирпичных зданий Звенигорода было построено в 1830-х годах как складское помещение, винный погреб или соляной подвал. В качестве манежа оно использовалось во второй половине – конце XIX века. А старшее поколение жителей города знает его как кинотеатр, который размещался в здании бывшего манежа в советское время.

В последние десятилетия уникальный архитектурный памятник, расположенный, кстати, в центре Звенигорода, на въезде в город, никак не использовался и представлял собой площадку для фото-сессий в стиле «депрессивный Звенигород». Десять лет назад аварийное здание поступило в оперативное управление Звенигородского музея, но бюджетные средства на проектно-реставрационные работы были выделены только в прошлом году, в рамках Государственной программы «Культура России».

На сегодняшний день специалистами архитектурного бюро «Народный архитектор» разработан полный комплекс проектно-сметной документации по реставрации памятника. На презентации, в которой приняли участие представители властных структур и духовенства, общественники, архитекторы, журналисты, просто жители города, об итогах этой работы рассказал автор проекта Алексей Курков.

Эклектика без амбиций

Он подчеркнул, что в основу реставрации памятника был положен принцип сохранения объекта в его первоначальных формах, но с учетом изменений, сформировавшихся в более позднее время. Таким образом, в центре Звенигорода скоро появится восстановленный образец уездной архитектуры 30-х годов XIX столетия с пристройками советской эпохи – 60-х годов XX века.

По мнению архитекторов, совпадающим с мнением сотрудников музея, это достаточно необычное сочетание вполне имеет право на существование, так как отражает не столько смешение архитектурных стилей, сколько эклектику исторических эпох. Ведь для современного жителя Звенигорода памятником архитектуры является и соляной подвал, и манеж, и кинотеатр.

Планируется, что в здании будет два больших зала для музейных экспозиций, а также довольно вместительное фойе, где расположатся гардероб, экскурсионное бюро, сувенирный киоск, возможно, кафетерий.
Хотя автор проекта не считает его амбициозным, представляется достаточно интересным решение устроить в одном из залов некий атриум, который можно будет использовать для проведения выставок и концертов.

С большим одобрением была воспринята идея, что музейное здание на въезде в город должно стать центром притяжения и для самих звенигородцев, и для туристов. Но это уже не относится непосредственно к реставрации.

Многоточие вместо
восклицательного знака

По существу, не имеют непосредственного отношения к проекту реставрации и вопросы музеефикации памятника. Директор Звенигородского музея Галина Стоенко отметила только, что задача музейщиков – вдохнуть в старинное здание жизнь, чтобы после реставрации манеж стал одним из самых посещаемых достопримечательностей Звенигорода.

За скобками обсуждения проекта реставрации памятника осталась главная проблема музея – недостаток площадей для размещения всех музейных фондов. Площадь манежа составляет около 1300 квадратных метров. Это примерно в три раза меньше, чем осталось сейчас у музея в Саввино-Сторожевском монастыре. Разместить в манеже все музейные экспозиции, естественно, не представляется возможным. Скорее всего, он будет использоваться как выставочный зал или картинная галерея.

Между тем всё более распространённой тенденцией в рамках всей страны становится вытеснение музеев с территории действующих монастырей. Звенигородский музей в этом плане тоже не исключение. Когда-то в распоряжении музейщиков было около восьми тысяч квадратных метров площадей на территории монастыря. Сейчас – почти в два раза меньше. И это, скорее всего, ещё не всё.

Заведующий канцелярией Саввино-Сторожевского монастыря иеромонах Кирион отметил на презентации, что музей и монастырь живут дружно. Однако никто не может дать гарантии, что через какое-то время музею придётся потесниться ещё больше, а то и вообще выехать из монастыря. И то, что в распоряжении музейщиков будет отреставрированное здание манежа, – как раз хороший аргумент в пользу сторонников такого развития событий…

И всё-таки не хотелось бы заканчивать материал о презентации проекта многоточием. Реставрация долгие годы пребывавшего в забвении уникального памятника архитектуры – уже большое событие в культурной жизни Звенигорода. Будем надеяться, что эта площадка вступит в строй уже к 2020 году, когда Звенигородский музей, один из старейших в России, будет отмечать свой столетний юбилей.

О.СТЕПАНОВА.
Фото автора и из архива музея.

Яндекс.Метрика